Многие современные автомобили оснащаются автоматической коробкой передач. Этот узел автомобиля технически сложнее, чем МКПП, и его ремонт обходится дороже. Поэтому автомобиль с АКПП требует к себе повышенного внимания. В частности, вам необходимо знать, как проверить масло в АКПП, какие признаки нехватки технической жидкости бывают и что необходимо для проверки ее уровня.
Когда менять масло в автоматической коробке?
В гидромеханической коробке передач масло играет роль не только смазки. Оно отвечает за функционирование КПП: за счет давления жидкость двигается по каналам гидроблока и оказывает воздействие на пакеты фрикционов, благодаря чему и включается необходимая передача.
Современные автомобили устроены таким образом, что в среднем полная замена трансмиссионной жидкости требуется только спустя 60-70 тысяч пробега. Однако часто уровень масла оказывается ниже, чем нужно, поэтому доливать его требуется раньше. Например, специалисты настоятельно рекомендуют устраивать проверки каждые 6-7 тысяч километров, а также раз в сезон, если вы:
- часто попадаете в пробки,
- предпочитаете агрессивный стиль вождения,
- не отказываете друзьям и знакомым в просьбах взять авто на буксир.
Признаки нехватки масла в АКПП
- Смена передачи начинает сопровождаться характерными рывками.
- Трансмиссия сильно шумит при выжиме сцепления на холостом ходу.
- В нужный момент переключения передачи может вовсе не произойти.
Обратите внимание! Чаще всего поломки происходят из-за того, что автовладельцы не знают, как проверить уровень масла в АКПП. Чаще всего это происходит из-за нехватки масла. Однако нередки случаи, когда водитель перестраховывается и льет жидкость сверх нормы. Поэтому так важно знать, какой уровень масла оптимален и способы его определения.
Как проверить масло в коробке АКПП: инструкция
У большинства владельцев автомобилей с автоматической коробкой передач есть в распоряжении специальный щуп. С его помощью определяют уровень трансмиссионной жидкости. Чтобы найти его, нужно изучить руководство к пользованию транспортным средством либо найти инструмент самостоятельно. Обнаружить его несложно: откройте капот и поищите рукоятку яркого окраса: это и есть искомый предмет.
Возьмите на заметку: во многих моделях авто предусмотрено наличие сразу двух щупов. Один из них предназначен для контроля уровня масла в двигателе, обычно его окрашивают в желтый цвет. А щуп для АКПП чаще всего контрастного оттенка, например, красного.
Пошаговая инструкция по проверке уровня трансмиссионной жидкости:
- Автомобиль необходимо установить на ровной площадке.
- Затем нужно найти щуп.
- Зону возле трансмиссии важно тщательно очистить, чтобы в смазочную жидкость не попали загрязнения.
- Щуп также стоит протереть, чтобы он был чистым.
Как правило, данный инструмент имеет две отметки: COLD и HOT. В связи с этим проверить уровень масла можно двумя способами:
- на непрогретой коробке передач — в таком случае можно получить сведения только о прогнозируемом уровне масла;
- на прогретой до эксплуатируемой температуры АКПП — такие данные являются более достоверными.
Как проверить масло в коробке передач холодным способом
- Заведите двигатель и дайте ему немного поработать на холостых оборотах. Лучше всего поменять несколько передач, чтобы масло равномерно распределилось по АКПП.
- Переведите автомобиль в режим парковки, глушить двигатель при этом не нужно.
- Извлеките щуп из гнезда, убедитесь, что он абсолютно чистый, а затем верните на место.
- Вытащите щуп повторно и проверьте, до какого уровня поднялась масляная пленка: если значение ниже отметки COLD, значит, жидкость нужно долить, если стоит на ней — количество масла оптимальное, если уровень масла выше отметки — значит, стоит немного слить.
Для того, чтобы правильно проверить масло в АКПП горячим способом, на автомобиле нужно проехать не менее 15 км. и повторить затем все те же манипуляции. Оптимальный уровень жидкости определяется по отметке HOT.
Как проверить уровень масла в коробке передач без щупа
Если автомобиль не оснащается щупом, это значит, что на протяжении заявленного срока службы менять трансмиссионную жидкость не потребуется либо производитель хочет таким образом ограничить вмешательство автолюбителя в обслуживание АКПП.
Одно из главных преимуществ таких машин — избытка масла в них не может быть, поскольку излишки уходят в специальный поддон с помощью трубки. А вот недостаток может фиксироваться, и его можно обнаружить следующим способом:
- Доведите коробку передач до рабочей температуры.
- Поставьте автомобиль на яму, глушить мотор при этом не нужно.
- Переведите авто в режим парковки.
- Рядом с двигателем на днище найдите сливное отверстие, открутите пробку. Если при этом вытекло немного масла — его уровень достаточен. Если жидкости нет совсем — значит, ее совсем мало.
- Долейте трансмиссионную жидкость через маслоналивное отверстие. Когда излишки начнут вытекать через маслосливное отверстие, это значит, что теперь жидкости достаточно.
Последствия низкого и высокого уровней масла в АКПП
Если уровень масла ниже, чем нужно, это чревато следующими проблемами:
- снижается мощность гидротрансформатора, потому что лишнюю нагрузку принимает на себя именно этот узел;
- уменьшается давление на фрикционы, из-за чего и происходят рывки при переключении передач;
- появляются примеси, которые приводят к закупорке каналов гидроблока, фильтров насоса, шланги и соленоиды;
- происходит перегрев системы из-за потери жидкостью первоначальных свойств.
В случае повышенного уровня масла в АКПП сначала произойдет повышение давление, а затем, когда оно начнет выплескиваться, давление начнет падать. По этой причине трансмиссионная жидкость быстрее наполняется примесями, в шестернях передачи образуются люфты, начинают протекать сальники. В узле появляются характерные толчки, и это дает сбои в его работе.
Оба состояния опасны для вашей АКПП, поэтому не стоит пренебрегать регулярными проверками и время от времени посещать СТО. В любом случае, профилактика всегда обходится дешевле ремонта и замены запчастей.