Тест-драйв Mazda CX-3: стильно, быстро, но не доступно…

Тему компактных кроссоверов в Украине продолжает Mazda CX-3: великолепное сочетание «около-спортивного» характера и практичности на каждый день. Этот автомобиль напоминает утонченную «светскую львицу»: легко обворожит буквально каждого автолюбителя, но знает себе цену – и она немалая.

Позиционирование
Модель Mazda CX-3 – первый выход «японцев» в класс B-SUV: компактный кроссовер, длина чуть более четырех метров, мотор 120-150 л.с., версии с передним и полным приводом. Автомобиль Mazda CX-3 появился еще 3,5 года назад, но добрался в Украину лишь в самом конце 2017 года и наступивший 2018-й станет первым полным годом продаж СХ-3 в Украине.
Компактный стильный кроссовер Mazda CX-3 – первенец компании в данном классе. Автомобиль дебютировал в конце 2014 года и пережил небольшое обновление в конце 2016 года: появился новый руль и система GVC (G—Vectoring Control). Именно такой автомобиль представлен в статье. Уточнение неслучайно, поскольку только что модель успела получить еще одну порцию улучшений (в данном блоке фото – это красный автомобиль): хромированные полосы в переднем бампере и на дверях, двойные планки решетки радиатора, новые задние фонари, стационарный подлокотник спереди и откидной подлокотник сзади, электрический «ручник», другая компоновка кнопок. Часть замечаний этой статьи уже исправлена – буду отмечать по тексту.

В статье представлен автомобиль Mazda CX-3 в максимальной версии: 150-сильный мотор, полный привод, комплектация Style+. Дополнительно в статье будет представлен автомобиль в средней версии Touring+, который я отмечу отдельно.

Как едет?
Едет так, что на этот автомобиль можно хоть сейчас клеить шильдики «Sport», «GT» и прочие «Turbo»: очень динамичный и «заряженный» характер! В этом Mazda CX-3 напоминает Suzuki Vitara S, только с правками по салону и на более высоком технологическом уровне.

С одной стороны – стиль езды. Под капотом скрыт мощный (150 л.с.) 2-литровый бензиновый мотор. Но здесь, в отличие от Mazda 3, ни малейших провалов или замечаний: феноменально-линейная связь нажатия педали акселератора и динамики разгона. Причем мощность и тяга есть буквально всегда: старт с места – быстрый, без пауз; ускорение на ходу – по малейшему движению правой ноги. А уж когда мотор раскручивается к высоким оборотам: м-м-м, кайф – ощутимое втискивание в спинку сидений под сухой металлический «саундтрек» по-настоящему двойного выхлопа! Поймите правильно: Mazda CX-3 не претендует на рекорды драг-рейсинга, автомобиль не дает «миллион и еще больше лошадей». Но готовность в долю секунды отреагировать на нажатие педали газа в реальных ежедневных поездках значат очень много, создавая тот самый динамичный характер.

Кроссовер Mazda CX-3 можно назвать «женским», но если так – то это «Убивашка»! Хищный милый облик подкреплен подобным ездовым характером: динамичный разгон обеспечивают мощный мотор и 6-ступенчатный «автомат», который понимают друг друга с полуслова – мягкие и незаметные переключения, быстрый «кик-даун». А если хотите уж совсем поднять ставки – то есть режим «SPORT», где АКПП затягивает с переключением передач вверх, позволяя мотору «крутить» 6 тыс. об/мин. Под стать и тормоза: 295 мм спереди и 281 мм сзади, упругая педаль, легкое прогнозирование дистанции торможения. Двойной выхлоп – не бутафория: классный вид и звук!

Управляемость не подкачала: острый руль, минимальные крены, быстрые отклики на поворот «баранки». Снова-таки – это не сверхспособности; просто весь автомобиль так спроектирован изначально: маленький кузов, колеса расставлены по углам, небольшая высота и клиренс (160 мм). Вот и весь секрет. Но, поверьте, подобное динамичное и «живое» поведение на дороге в классе компактных кроссоверов нужно еще поискать. И, скорее всего, лучше Mazda CX-3 не найдете: феноменально «подвижный» автомобиль, который не просто следует за движением руки и поворотом руля; нет, порой кажется, что Mazda CX-3 управляется силой мысли, предугадывая желания и направления куда нужно ехать. При этом – великолепная устойчивость на дуге (правда, на хорошем асфальте) и нейтральный характер в повороте.

Обычно жертвой подобного характера является комфорт. И… ждете, что я напишу «тут все великолепно»? К сожалению, но нет. Тестовый автомобиль был «обут» в 18-е диски да шины с 50-м профилем – и они собирали практически всю «мелочь» с дороги: мелкие ямы, стыки, бугорки, наплывы асфальта. А еще есть традиционная проблема маленьких автомобилей с короткой колесной базой: заднюю часть в разгруженном состоянии ощутимо потряхивает при проезде лежачих полицейских. Вместе с тем, при умеренно быстрой езде по многочисленным разнокалиберным выбоинам подвеску не «пробивает», в ней есть запас энергоемкости для средних и крупных неровностей. Традиционный совет с более высоко-профильными шинами актуален и в это раз – есть шанс, что Mazda CX-3 станет более комфортной на «мелочах»

Салон не блещет простором, но выглядит динамично и сделан качественно: мягкие вставки, приятные акценты сдержанного темно-красного цвета, удобное сиденье. Руль и приборы – традиционно для современных Mazda – мне нравятся. Да и в целом салон Mazda CX-3 наполнен множеством приятных деталей: скрытый центральный дефлектор или круглые дефлекторы-пропеллеры с вращающимися шайбами по центру и отделкой «под карбон» – можно было обойтись без этого, но ведь сделали! Три большие ручки «климата» кому-то покажутся простенькими, но мне напоминают Mazda MX-5 – как и характер автомобиля в целом: это не спорт-кар для цифр мощности, разгона, «максималки»; но это приятный и динамичный автомобиль для ежедневной радости водителя.

Однако самое большое замечание семьи будет касаться вовсе не подвески (не «перина», но жить с ней вполне возможно); самое большое замечание от семьи – это простор салона и объем багажника. Кроссовер Mazda CX-3 относится к сегменту B-SUV, причем является одним из самых маленьких его представителей. Если спереди есть ощущение, что «сел в автомобиль – будто надел гоночные перчатки» да и простора хватает, то сзади есть ощущение «это не кроссовер B-SUV, это просто хэтчбек В-класса»: место для колен, ширина салона, запас над головой – внутри не то, чтобы тесно, но места «впритык».

Багажник в стандартном положении объемом лишь 287-350 л (зависит от наличия аудиосистемы BOSE и полного привода). Благо, есть двойной пол; да и при складывании задних сидений можно получить багажник объемом 1 197-1 260 л.

Сзади места немного; есть ряд моделей B—SUV, которые за схожие деньги дают более просторный салон. Да и с дополнительными удобствами для пассажиров туго: есть лишь небольшой органайзер в торце центрального тоннеля. Однако в ходе обновления нынешней весной автомобиль уже стал лучше: получил подлокотники спереди и сзади. Багажник средний по объему, зато есть двойной пол и проем довольно большой – насколько это возможно для столь компактного кузова.

Есть ли инновации?
В «железной» основе кроссовер Mazda CX-3 являет собой «сборную солянку» из многих моделей японцев: колесная база (2 570 мм) один в один совпадает с Mazda2; но создатели указывают, что также здесь использованы компоненты от Mazda3; а полный привод – явное заимствование от кроссовера Mazda CX-5. Вместе с тем, модель Mazda CX-3 – это СХ-3: свой несущий кузов с большой долей высокопрочных сталей (63% в массовом эквиваленте); традиционный набор из двигателя серии SKYACTIV-G и «автомата» SKYACTIV-Drive; облегченные (-20%) детали системы полного привода, что позволяет уменьшить инерцию, улучшить разгон, сократить расход топлива. Моторы серии SKYACTIV-G уже хорошо знакомы по другим автомобилям марки (Mazda 3 и Mazda CX-5): высокая степень сжатия 14:1 для повышения общей эффективности (выше мощность, меньше расход); выхлопной коллектор типа «4-2-1» для лучшей вентиляции камер сгорания и увеличения мощности; двойная система регулировки фаз газораспределения S-VT для широкого рабочего диапазона.

Кузов, мотор, АКПП кроссовера Mazda CX-3 созданы по заветам SKYACTIV: совместное использование идей, которые были известны по отдельности. Оригинальная система i—ELOOP с дополнительным конденсатором заслуживает отдельного упоминания.

Кроссовер Mazda CX-3 является тем редким случаем, когда использует не просто система «стоп/старт», а фирменная система i-ELOOP: это функция накопления электроэнергии при рекуперации (торможении) в специальный конденсатор, который затем может подзаряжать штатный аккумулятор автомобиля или запитать бортовые потребители энергии без использования генератора. В массовых «народных» марках подобное встретишь редко; к примеру, могу вспомнить Citroen с микро-гибридом e-HDi. За подобными «продвинутыми» системами микро-гибридов или т.н. «мягких гибридов», похоже, ближайшее будущее в развитии традиционных ДВС.

Второй интересной высокотехнологичной составляющей Mazda CX-3 является комплекс технологий для активной безопасности i-ACTIVSENSE. Это реально «комплекс», объединивший в себе много разных технологий: функция LDWS для контроля рядности движения; наблюдение за «слепыми зонами» зеркал заднего вида (BSM); система SCBS для экстренного торможения в городе, работает на скорости 4-30 км/ч; камера заднего вида и функция предупреждения о перекрестном движении. Многие из этих технологий уже встречались в обзорах других автомобилей марки – см. Mazda 3 и Mazda CX-5.

Но компактный кроссовер Mazda CX-3 может предложить нечто особенное: это адаптивный круиз-контроль с функцией SBS для безопасного торможения (работает на скорости 15-145 км/ч). Данная технология построена на основе радара в передней части автомобиля, который постоянно сканирует пространство перед собой: он «видит» впередиидущие автомобили, может поддерживать заданную дистанцию и скорость; в случае возможного столкновения – система предупредит о необходимости торможения и может даже затормозить сама.

Радар и адаптивный круиз с автоматическим торможением уже становятся все более популярным и востребованным оснащением и отрадно, что теперь эти технологии появились и в арсенале моделей Mazda, доступных в Украине. Таким образом «малыш» CX-3 в чем-то даже опередил в остальном классную старшую модель Mazda CX-5. В будущем активный круиз и функция экстренного торможения появятся на других автомобилях Mazda.

Как адаптивный «круиз» и авто-торможение от Mazda работает в реальной жизни? Да так, как и у всех: включаем круиз, выбираем желаемую дистанцию кнопкой, автомобиль будет сам притормаживать и разгонятся; при необходимости – резко затормозит. Из других интересных систем Mazda CX-3 отмечу камеру в верхней части лобового стекла для контроля рядности движения и считывания дорожных знаков, проекционный дисплей на отдельном выдвижном стеклышке, контроль слепых зон зеркал заднего вида, адаптивные светодиодные фары. Включение-отключение всевозможных функций – через меню системы мультимедиа MZD Connect…

…в которой также собраны воедино: радио, аудиосистема, подключение телефона, камера заднего вида, навигация. Управление – с помощью сенсорного дисплея и отдельного блока клавиш-селекторов, установленного за рычагом АКПП, около «ручника». Кстати, в ходе обновления нынешней весной автомобиль Mazda CX-3 получил новый блок управления MZD Connect и «электрический ручник» с кнопкой.

Цены и конкуренты
Модель Mazda CX-3 доступна в Украине с 2-литровым бензиновым двигателем и 6-ст. АКПП; можно выбрать тип привода: передний привод и мотор мощностью 120 л.с. или полный привод и мотор мощностью 150 л.с.; плюс выбор из трех комплектаций – итого пять вариантов. Базовая версия (120 л.с., передний привод, Touring) оснащена следующим: климат-контроль, подогрев сидений, круиз-контроль, шесть подушек безопасности, ABS, система стабилизации, 16-дюймовые легкосплавные колеса. Средняя комплектация Touring+ (передний привод и 120 л.с. или полный привод и 150 л.с.) добавляет к этому: тонированные стекла, светодиодные фары, подогрев руля, датчик света и дождя, контроль рядности движения, задние датчики парковки. Наконец, максимальная версия Style+ (передний привод и 120 л.с. или полный привод и 150 л.с.) отличается следующим: адаптивные фары, комбинированная обивка салона «кожа + ткань», цветной проекционный дисплей, адаптивный «круиз», контроль усталости водителя, 18-дюймовые колеса, пр.

Минимальная цена автомобиля – 629 тыс. грн. ($24,2 тыс.); средние версии обойдутся в 659 тыс. грн. ($25,3 тыс.) или 739 тыс. грн. ($28,4 тыс.) в зависимости от типа привода и мощности мотора. Максимальные версии оцениваются в 739 тыс. грн. ($28,4 тыс.) или 789 тыс. грн. ($30,3 тыс.) в зависимости от типа привода и мощности мотора. Цены указаны на автомобили 2018 г.в., но можно поискать автомобили 2017 г.в. – они дешевле на 30-40 тыс. грн.

По статье – автомобиль в максимальной версии Style+; в данном блоке фото, автомобиль в салоне – средняя версия Touring+: внешне узнается по 16-дюймовым колесным дискам, в салоне установлены другие приборы (спидометр по центру и цифровой тахометр слева). В деталях – меньше внешнего хрома, серебристая отделка зоны около рычага «автомата». Но фары прежние, стильные; сиденья с тканевой обивкой имеют развитую боковую поддержку. Максимальная комплектация Style+ (основной тестовый автомобиль по статье) занимает 35% в структуре продаж CX-3; средняя комплектация Touring+ (как представлен в данном блоке фото) – 58%; на базовую версию Touring приходится чуть менее 8% продаж модели. Деление по моторам и типу привода следующее: 120 л.с. и передний привод – примерно 2/3; 150 л.с. и полный привод – 1/3 от общих продаж СХ-3.

Теперь подбираем конкурентов. Номинально Mazda CX-3 относится к классу B-SUV, что означает конкурентов в виде Citroen C4 Cactus, Peugeot 2008, Nissan Juke, Suzuki Vitara, Renault Captur, пр. Но реально – Mazda CX-3 их переросла: в мощности и динамике, в классе езды, в оснащении инновационными системами. Жаль, но и в цене тоже: за цену базовой версии Mazda CX-3 можно купить максимальные версии «французов»; за цену максимальной версии Mazda CX-3 можно купить два (!) базовых Nissan Juke…

А раз так – то подбираем конкурентов по цене. Тогда список выглядит по-другому: средние версии Nissan Qashqai, Hyundai Creta, Renault Kadjar. А еще следует вписать косвенных конкурентов-родственников: Mazda 3 – для традиционалистов и при необходимости получить простор в салоне «за недорого»; Mazda CX-5 – классный и сбалансированный кроссовер, который красиво выглядит, хорошо едет, предлагает комфорт и простор салона. В итоге самый явный конкурент – это Toyota C-HR: марка еще не «премиум», но узнаваема и уважаема; необычный дизайн и хорошее оснащение; а немалый ценник компенсируется хорошим оснащением.

Конкурентов много; и пусть Mazda CX-3 переросла свой класс B—SUV, но с таким ценником модель попадает уже в класс C—SUV; да еще и родственные конкуренты есть… Для Mazda CX-3 осталась узкая ниша: хочу ездить стильно и быстро; не хочу хэтчбек или седан; хочу кроссовер, но небольшой. Лучше всего определить позицию Mazda CX-3 можно так: выше традиционных моделей B—SUV, на полдороги к компактным «премиум» В-SUV. Станет ли Mazda CX-3 массовым бестселлером рынка? Наверное, нет. Но продажи будут; вряд ли на уровне ТОП-5 класса, но в ТОП-10 модель должна попасть.

Стоимость содержания
В городе тестовый автомобиль потреблял в среднем 9-10 л топлива на 100 км пути; при динамичной езде расход возрастал до 10,5-11 л; на выходных, без пробок, при плавной езде – можно «привозить» расход около 7,5 л топлива. На трассе при скорости 80-90 км/ч автомобиль потребляет 5,5-6 л на 100 км; с ростом скорости до 110-120 км/ч расход топлива возрастает до 7,5-8 л на 100 км пробега. Кажется, сюда просится небольшой мотор – дизель или бензин 1,5 л – он бы помог снизить и первоначальную цену, и затраты на топливо; но в Украине других вариантов двигателей для Mazda CX-3 не предусмотрено.

Общая гарантия на автомобиль составляет три года или 100 тыс. км пробега. Периодичность ТО – раз в 20 тыс. км или раз в год. Минимальная цена стандартного ТО составляет 2,2 тыс. грн.; максимальная цена расширенного ТО составляет 4,9 тыс. грн.

Цены на автомобили указаны по состоянию на начало апреля 2018 года, цены на ТО указаны по состоянию на март 2018 года. Все цены указаны без дополнительных скидок и акций, которые действуют при покупке автомобиля или его обслуживании.

В итоге
Если выбираете автомобиль с помощью калькулятора, считая его плюс и минусы, то вы никогда не купите Mazda CX-3: для своего класса – тесен салон и высокая цена. Но Mazda CX-3 предлагает и немало плюсов: стильный внешний вид, много интересных деталей в отделке, а зажигательная езда превращает каждую поездку на работу в маленький праздник. Напоминает «Alfa Romeo по-японски», правда? Потому что это автомобиль, который надо покупать эмоциями – и вот тогда с ним вы будете счастливы.

Плюсы:

+ Отличный динамичный характер: разгон, управляемость, звук мотора, тормоза

+ Хорошее оснащение – много инновационных систем, характерных для более высокого класса

+ Стильная внешность, оригинальный интерьер, масса приятных мелочей в отделке

Минусы:

— Размер, простор салона, объем багажника – класс B-SUV; цена и расход – уже класс C-SUV

— Не хватает маленького «дешевого» мотора 1,5 л и/или дизельного мотора

Технические характеристики Mazda CX-3 2,0 АWD 6АТ
Кузов – кроссовер; 5 мест

Габариты – 4,275 х 1,765 х 1,535 м

Колесная база – 2,57 м

Клиренс – 160 мм

Багажник – от 287/350 л (5 мест) до 1 197/1 260 л (2 места); зависит от типа привода и наличия аудио Bose

Грузоподъемность – 520 кг

Минимальная снаряженная масса – 1 340 кг

Мотор – бензин; R4; 2,0 л

Мощность – 150 л.с. при 6 000 об/мин

Крутящий момент – 204 Нм при 2 800 об/мин

Удельная мощность и момент – 112 л.с. на 1 т; 152 Нм на 1 т

Привод – полный привод

Трансмиссия – 6-ст. АКПП

Динамика 0-100 км/ч – 9,6 с

Максимальная скорость – 195 км/ч

Расход топлива (паспортный), город – 7,8 л на 100 км

Расход топлива (паспортный), трасса – 5,5 л на 100 км

Шины тестового автомобиля – Nokian WR A4 215/50R18

Цена автомобиля, минимальная – 629 тыс. грн. для авто 2018 г.в.; авто 2017 г.в. дешевле

Цена тестового автомобиля – 789 тыс. грн для 2018 г.в.; авто 2017 г.в. дешевле