Щебень и песок

Щебень и песок образуют жесткий скелет бетона и уменьшают его усадку, возникающую вследствие усадки цементного камня при твердении. Поэтому дорожный бетон должен иметь определенную степень насыщения крупным минеральным материалом, при которой зерна отделены друг от друга прослойками раствора малой толщины. Такая структура достигается содержанием в 1 ж3 бетона примерно 0,95- 1,05 ж3 щебня в насыпном состоянии или же 0,6-0,7 м3 по абсолютному объему. Для обеспечения большей безопасности движения применяются бетонные смеси, в состав которых входит гранитный щебень трех фракций размерами зерен 3- 10; 10-20; 20-40 мм. Бетоны такого состава имеют повышенный коэффициент сцепления автомобильного колеса с покрытием и, как показала практика, этот коэффициент со временем, по мере обнажения остроугольных щебенок, увеличивается. Сопряжение бетонных покрытий с люками смотровых колодцев различных подземных коммуникаций и дождеприемных колодцев водосточных линий осуществляется путем закладки в этих местах специальных железобетонных блоков. Конструкция для смотровых колодцев. Железобетонные блоки колодцев совмещают с температурными швами таким образом, чтобы они находились в одном поперечном створе.

В последние годы во многих странах проводились эксперименты по устройству в городах предварительно напряженных цементно-бетонных покрытий. Предварительное напряжение плиты позволяет уменьшать толщину покрытия на 25-35% по сравнению с обычными цементно-бетонными покрытиями, соответственно сокращается и расход материалов, составляющих бетонную смесь. Напряженное армирование плиты дает возможность также значительно сократить количество температурных швов, повысить эксплуатационные качества покрытия. Накопленный опыт показал, что возможно устройство плиты длиной до 100 ж. Толщина плит колеблется в пределах 14-17 см, в зависимости от расчетной нагрузки и качества оснований. Чаще ее принимают равной 15 см.