Принц из Персии — Saipa Tiba

Проведение этого теста назревало давно. Ведь наши читатели буквально засыпали нас вопросами о Saipa Tiba! Наконец-то АвтоПорталу удалось провести полноценный тест этого иранского седана по очень привлекательной цене
В Украине Saipa Tiba стоит от 67 770 гривен. Это даже дешевле ВАЗов и ЗАЗов (за исключением «пустого» Сенса)! При этом уже в базе кондиционер, передние электростекла, центральный замок, противотуманки и магнитола. В топовой версии, как у нас – еще и задние электростекла, а также электрозеркала, ABS, литые диски, парктроник и две подушки безопасности. Кстати, есть информация, что иранцы даже проводили краш-тест Сайпы, но мы нашли только 3D-имитацию, а не видео реальных испытаний с хоть какими-то оценками. Впрочем, ужасающие краш-тесты Таврии и ВАЗов видели многие, и что – их перестали покупать?

Для тех, кому не хочется читать много букв – рекомендуем сразу перейти к просмотру видео-версии теста иранского седана Saipa Tiba:

За топовую версию просят без малого 75 тысяч гривен. Сопоставимым по цене/оснащению и типу кузова (седан) можно считать разве что Geely CK. Поэтому именно ценник привлекает украинцев, заставляя их засыпать нас вопросами о Saipa Tiba.

Немножко истории

SAIPA — второй по величине иранский производитель автомобилей, двигателей и комплектующих, был основан в 1966 году, причем основная доля капитала в этой компании принадлежала иранской стороне (75%), а остальной пакет акций был распределен между ее иностранными участниками (в том числе, Citroen).

Первый контракт на сборку автомобилей SAIPA заключила с Citroen. По его условиям иранский автопроизводитель в 1968 году начал выпуск компактного хэтчбека Citroen Dyane, который для иранского рынка обрел имя Jyane.

В 1975 году SAIPA начала лицензионную сборку моделей компании Renault — 5 и 21. Завершив в 1980-90-х годах лицензионное сотрудничество с французскими брендами, иранский автопроизводитель заключил соглашение на производство по лицензии моделей корейской компании Kia.

На местном рынке SAIPA предлагает полдесятка моделей под собственным брендом, но самым современным является Tiba. Производство этого седана стартовало в 2009-м году.

Снаружи Tiba выглядит нормально. Машина, как машина. Ее, конечно, нельзя назвать красивой — видно, что дизайнеры не особо изощрялись. Зато они проявили фантазию на дисках — они в точности повторяют логотип иранской марки.

А еще с определенных ракурсов в ней можно узреть черты Лады…

В общем и целом дизайнеры не особо потели при создании этого автомобиля. Оно и логично, ведь для бюджетных авто это не главное. Куда важнее, что кузов оцинкован. Да и объем багажника внушает оптимизм — 420 литров. Этого вполне достаточно, чтобы упрятать в него немаленького бритоголового мальчика.

Из особенностей багажного отделения стоит упомянуть громадные пружины. Нечто подобное мы видели в Renault Logan.

Порадовало, что, несмотря на бюджетность автомобиля, багажное отделение имеет даже не частичную, а повсеместную обшивку. Это большая редкость даже для машин подороже. Да и полноценная запаска – приятный бонус.

Салон встречает достаточно приятными глазу (и на ощупь) велюровыми сиденьями. Места что спереди, что сзади немало. Даже на рослых пассажиров, сидящих сзади, крыша не давит.

Устроиться за рулем можно, но посадка странновата. То сидишь слишком высоко, то низко… возможно, это касается лишь случаев с людьми выше среднего роста. Хотя регулировок сиденья непривычно много, как для такого класса авто. Есть даже регулировка подушки и поясничного упора! Вот только жаль, что сама подушка коротковата (ноги быстро устают).

Руль имеет регулировку по высоте. Для этого достаточно «легким» натиском всего тела потянуть длинный рычаг. Ну, а что вы хотели? Машина новая – не все еще разработалось…

Торпедо не перегружено кнопками. Включение противотуманных фар, обогрев заднего стекло, управление кондиционером, да магнитола.

Аудиосистема, кстати, может воспроизводить MP3 и даже считывать информацию с флешки. По-богатому, однако.

Правда, не очень понравилось отсутствие декоративных панелей по бокам центральной консоли. Придираемся? Зато в комплекте идут неплохие коврики. А попробуйте сегодня купить даже очень недешевое авто с таковыми. Только за доплату или якобы по акции.

Панель приборов… ну, в общем, она есть. Это хорошо. А вот бортового компьютера нет, но за 200 гривен можно докупить на любом авторынке. Так что не проблема.

Средство передвижения

Покупателями Saipa Tiba мы видим владельцев старых иномарок и Жигулей, которым надоело проводить выходные на СТО или в гаражах. Поэтому попробуем рассмотреть ходовые качества с точки зрения потенциального владельца этого иранского седана.

Для него немаловажным фактором является экономичность. Если верить заводским данным, Tiba потребляет порядка 7 литров бензина в городе и меньше 6-ти на трассе. По нашим подсчетам, реальные показатели процентов на 10-15 больше. В любом случае, машину можно считать весьма экономичной.

Двигатель — полуторалитровый мотор мощностью 80 сил. Говорят, разработка иранцев. Но на самом деле это не так. Или не совсем так. Ведь мы помним, что SAIPA дружит с KIA, Renault… да и, кстати, конструкция подвеска имеет общие детали с корейскими моделями. Устаревшими, конечно. Но это значит, что с долговечностью проблем быть не должно. В теории.

Заводится мотор довольно громко и с вибрациями, но после запуска работает довольно тихо и равномерно. Это если слушать его при открытом капоте. С водительского места восприятие иное. Двигатель шумный и, кажется, будто моторный отсек и салон отделены картонкой. Но надо признать — под капотом все выглядит довольно аккуратно.

Старт с места на Сайпе будет привычным для владельцев Лад – лучше подгазовывать, чтобы не заглохнуть. Динамику разгона можно охарактеризовать как «смотри в оба». Совершать обгоны лучше на пониженной, особенно при включенном кондиционере. Но эта машина и не предполагает экстремальной езды.

Коробка передач – 5-ступенчатая. Ход рычага большой, да и четкости коробке не хватает. Но после Жигули – очень даже ничего! То же касается рулевого управления. Есть усилитель – уже хорошо. ABS тоже лишней не бывает, хотя алгоритм ее срабатывания несколько странноват.

Подвеска Сайпы на удивление неплохо отрабатывает неровности. Да и клиренс в 160 миллиметров позволяет ездить по нашим дорогам без особых проблем. Чувствуется, что при разработке автомобиля учитывалось качество дорог в Иране – почти как у нас. Жаль только, что при езде по колдобинам можно наблюдать тряску пластиковых панелей, которая сопровождается характерными звуками. Шумо- и виброизоляция этому автомобилю точно не помешает. В этом случае, возможно, удастся избавиться и от пугающего воя при езде задним ходом.

Пару слов про обслуживание и наличие запчастей. Представитель Saipa в Украине уверил нас, что с этим проблем нет. Да и что количество дилеров растет. Что касается цен на обслуживание и периодичность ТО, все стандартно – каждые 10 тысяч километров. Стоимость ТО, в зависимости от пробега и перечня работ, колеблется от 200 гривен за рекомендованное нулевое ТО на 4-х тысячах километров до полутора тысяч гривен при достижении 60-ти тысяч километров, когда надо менять ремень ГРМ и прочее. Единственное, что вызвало у нас недоумение – зачем каждые 20 тысяч километров менять свечи? По регламенту именно так.

Вывод

Конструктивно Saipa Tiba не сложнее ВАЗов или Ланоса. Поэтому, думаем, каждый желающий сможет обслуживать эту машину и сам. Безусловно, по уровню комфорта в движении иранский седан не может конкурировать с такими бюджетниками как Renault Logan или Peugeot 301. Но, напомним, они почти вдвое дороже! Не забывайте о цене Tiba (подробнее в каталоге новых авто), сравнивайте этот автомобиль с аналогичными по стоимости. Так будет правильно.