Почему иногда антифриз не охлаждает, а перегревает автомобильный двигатель?

Что такое антифриз?

Для начала давайте разберемся, что такое антифриз, и для чего он используется.

Антифриз — жидкость, основное и главное свойство которой заключается в том, что она не замерзает при низкой температуре. Ее обычно используют в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Также антифризы могут применяться и в системах автономного отопления различных помещений и жилых домов, кондиционерах, системах вентиляции и т.д.

У этих составов, благодаря особым химическим компонентам, температура замерзания оказывается ниже, чем у воды, а температура кипения, наоборот, — выше. То есть их можно использовать круглый год, независимо от температуры воздуха.

Причем значение охлаждающей жидкости очень велико. По мнению многих экспертов и автомастеров, антифриз оказывает непосредственное влияние на долговечность двигателя. От него, в том числе зависит стабильность и надежность работы двигателей внутреннего сгорания. Поэтому очень важно правильно выбрать состав, иначе он не будет должным образом охлаждать силовой агрегат, что может как раз привести к перегреву мотора.

Как антифриз влияет на работу автомобильного двигателя и почему он может перегреваться?

По статистике, одной из основных причин примерно трети серьезных неисправностей автомобильных моторов, которые выявляются во время ремонта, являются дефекты, связанные с работой системы охлаждения. Причем автомастера подтверждают, что чаще всего провоцирует их неправильный выбор охлаждающей жидкости, которая не подходит для данной модели двигателя, или игнорирование требований по замене, когда автовладелец просто не меняет антифриз в положенный срок. Что приводит к перегреву мотора и его выходу из строя.

Это должно заставить водителей задуматься, так как из-за халатного отношения можно оказаться в очень неприятной ситуации. А ремонт мотора — довольно дорогостоящее мероприятие.

Конечно, иногда проблемы могут быть не связаны с автовладельцем, а как раз, наоборот, он делает все правильно. Только ему достался состав низкого качества. Некоторые производители охлаждающих жидкостей для авто в погоне за экономией используют более дешевое сырье. Например, вместо дорогостоящего гликоля, который должен использоваться при приготовлении качественного антифриза, берут дешевый метиловый спирт. Это оказывает крайне негативный эффект, так как спирт провоцирует коррозию, которая в свою очередь приводит к разрушению металла радиаторов.

Также спирт довольно быстро испаряется, а это уже становится причиной нарушения теплового режима, в результате двигатель машины перегревается. В таких условиях мотор не может долго работать без последствий. Так же стоит помнить о том, что метанол может привести к разрушению крыльчатки помпы и повреждению поверхности каналов в системе охлаждения.

Наличие в составе спирта может стать причиной появления кавитации (процесс при котором в жидкости образуются пузыри, после того, как они лопнут высвобождается большое количество энергии). Кавитация оказывает негативное воздействие на гильзы блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. А выход гильз из строя — это прямой путь к капитальному ремонту мотора.

Поэтому в качественных антифризах не используется спирт, а, наоборот, добавляются специальные компоненты, присадки, призванные минимизировать разрушительное воздействие кавитации, а также коррозии, и увеличить срок работы автомобильного двигателя.

Особенности антифризов разного типа

Каждый водитель должен знать, какой именно антифриз подойдет к его машине. Это очень важно. Так как сейчас технологии стремительно развиваются, и современный двигатель часто имеет очень сложную конструкцию. А многие производители активно ведут работы в области повышения мощности при уменьшении объема и массы силовой установки. А это уже само по себе делает тепловую нагрузку выше, поэтому очень многое зависит от стабильной работы системы охлаждения. От качества охлаждающей жидкости в современных авто зависит многое.

Конечно, антифризы бывают разные по своим свойствам и составу. Давайте рассмотрим особенности разных типов охлаждающих жидкостей.

Тип первый — гибридные антифризы (G11), имеют неорганическое происхождение, представляют собой зеленую, бирюзовую, синюю или желтую жидкость. Срок службы таких составов составляет 3 года, в них в качестве ингибиторов содержатся силикаты или фосфаты. Производятся уже очень давно, первые появились еще в 90-х годах прошлого века. Этот тип антифризов рассчитан на любой тип радиатора. Кроме охлаждения, они также защищают детали двигателя от коррозии. Включают несколько подклассов G1+ и G11++, которые между собой отличаются процентным содержанием карбоновых кислот.

Второй тип — карбоксилатные антифризы (G12), представляют собой органическую жидкость красного цвета (может иметь разные оттенки). Срок службы таких составов составляет 5 лет, они также содержат специальные ингибиторы, которые обеспечивают защиту металла от ржавчины, причем гораздо лучше, чем их предшественники из класса G11. При этом отлично справляются с охлаждением двигателя. Они появились в 2006 году и совместимы с охлаждающими жидкостями предыдущего поколения.

Третий тип — лобридные антифризы, G13 (ранее G12+), имеют органическую основу, в которую добавлены специальные минеральные ингибиторы. Срок службы подобных составов неограничен, если их заливают в новый автомобиль. Первые составы имели красный цвет, позже, в 2008 году, появились оранжевые и желтые, с 2012 года стал выпускаться фиолетовый (иногда розоватый) состав. С 2008 года их основу составляет пропиленгликоль, что сделало этот тип антифризов дороже предшественников. Но особый состав позволил получить несколько важных и полезных свойств. Среди преимуществ этого типа можно назвать повышенную температуру кипения, которая позволяет их использовать для современных теплонагруженных двигателей, а также высокий уровень защиты от коррозии (на поверхности деталей двигателя образуется специальная пленка, которая вступает в реакцию с очагом коррозии).

Четвертый тип — лобридные антифризы с глицерином. По сути это аналог предыдущих антифризов, только в них используется глицерин. Это делает подобные составы максимально безопасными с точки зрения экологичности. Их специально создавали для работы с новейшими поколениями двигателей, используемых в автомобилях VAG и Mercedes.

Какой антифриз лучше заливать в автомобиль? Тут все довольно просто:

  • Для автомобилей, имеющих медный или латунный радиатор, подходит карбоксилатный (красный) антифриз;
  • Для автомобилей, имеющих алюминиевый радиатор, подходит силикатный (зелёный или синий) антифриз.
  • Универсальными, то есть подходящими для всех типов автомобилей, являются лобридные антифризы.

Они не лучше и не хуже работают, просто подбирать состав надо с учетом материалов, которые применяются в конструкции охлаждающей системы транспортного средства.

Как определить, что пора менять антифриз?

Есть два основных способа проверки:

Специальные тест-полоски — это предельно простой вариант, они имеют специальные реагенты, позволяющие довольно точно оценить текущее химическое состояние антифриза. Как правило, пользоваться ими очень просто, на упаковке можно найти подробную инструкцию и соответствующую цветовую индикаторную шкалу для интерпретации результата.

Визуальная диагностика состояния охлаждающей жидкости — тут все немного сложнее:

  • Если антифриз помутнел и стал белесого цвета, то это говорит о том, что состав уже отработал и его пора менять.
  • Рыжеватый цвет может говорить о том, что в жидкости присутствует большое количество частиц ржавчинны, это признак того, что система охлаждение нуждается в очистке.
  • Если имеет пена, хлопья или в антифризе плавают сгустки, это один из признаков серьезных неполадок в системе охлаждения двигателя, лучше всего обратиться к специалисту, чтобы он устранил проблему.

Кроме того, обязательная замена антифриза необходима при нарушении герметичности системы, если вы заметили утечку, то ее надо устранить и восполнить потери охладителя.