Опыты последних лет

Наряду с этим опытное строительство дорожных одежд в Москве проводится и без таких промежуточных песчаных слоев. Повышения скольжения плиты при этом стараются достигнуть: при укреплении песчаного слоя цементом — нанесением слоя битумной эмульсии, при укреплении битумом — без специальных приемов, за счет ровности поверхностного слоя, получаемой при тщательном устройстве основания. Цементно-бетонное покрытие устраивается в виде плиты, расчлененной швами расширения и сжатия. Благодаря швам расширения плита расширяется при повышении температуры ее нагрева без выпирания. Швы сжатия позволяют сжиматься плите при снижении температуры ее нагрева без образования трещин.

Швы в цемонтно-бетонном покрытии — наиболее слабое место, бетонная плита у шва ослаблена и разрушается вблизи него в первую очередь. В разрушенный шов попадает вода, которая приводит к еще большему его разрушению. С течением времени вода проникает в основание дорожной одежды, что отрицательно сказывается на прочности всей конструкции. Швы заполняются специальными водонепроницаемыми материалами (асфальтовой мастикой и др.) и требуют тщательного систематического ремонта и наблюдения. Расстояние между поперечными швами расширения — L определяется расчетом (см. ниже) в зависимости от толщины покрытия, типа основания и температуры воздуха во время строительства. Между швами расширения располагаются швы сжатия. Продольные швы устраиваются при ширине проезжей части более 4,5 м. При ширине проезжей части более 7 м количество швов устанавливается в зависимости от числа полос движения с тем, чтобы каждая полоса движения отграничивалась таким швом. Монолитные плиты устраиваются армированными и неармированными.

Толщина неармированных покрытий колеблется в пределах от 20 до 24 см и окончательно устанавливается расчетом. Применение продольной арматуры диаметром 10-12 мм (2,7-3 кг/м2) в бетонных плитах позволяет увеличивать длину плит до 15-20 м, а в отдельных случаях до 30 м.