Монолитные дорожные покрытия

В Советском Союзе в качестве первых опытов построено несколько сравнительно небольших участков автомагистралей с покрытием из монолитного предварительно напряженного железобетона. Из них, с точки зрения совершенства технологии, наибольший интерес представляют два участка, построенные Союз-дорнии. Работами руководили канд. техн. наук Защепни А. Н. и канд. техн.

наук Орловский В. С. Первый сооружен в 1959 г. на Ново-Рязанском шоссе в Москве, второй — в 1961 г. на дороге Ногинск-Горький. В 1963 г. несколько участков с предварительно напряженной дорожной одеждой построены при реконструкции Каширского шоссе, однако данные об этом строительстве в настоящее исследование не вошли. Рассмотрим, по отчетным данным Союздорнии, технико-экономические показатели, характеризующие строительство струнобетонных дорожных покрытий. Ниже приведены данные о расходе строительных материалов на 1000 м2 струнобетонного покрытия.

В общей стоимости строительства затраты на материалы достигают 60-65%. Строительство 1000 м2 монолитного ненапряженного цементобетонного покрытия, равнопрочного рассматриваемому струнобетонному покрытию, характеризуется следующими расходами материалов: бетон — 224,6 м3, сталь (арматурная сетка и закладные детали) -3,7 т. Как видно, расход бетона для струнобетонных покрытий на 36% ниже, чем для обычных цементобетонных покрытий; расход арматурной стали также снижается на 30%. Однако сопоставление расходов материалов в натуральных показателях в данном случае не дает возможности правильно оценить экономический эффект, так как в сравниваемых вариантах покрытий применяются стали различного качества и различной стоимости. Анализ расходов бетона и арматурной стали в денежном выражении подтверждает, что увеличение затрат на высокопрочную проволоку полностью окупается. Общий экономический эффект от замены ненапряженного цементобетонного покрытия струнобетонным по экономии материалов составляет в среднем 1360 руб. на каждую тысячу м2 покрытия.