Как узнать, что пора менять моторное масло?

Когда менять моторное масло — важный вопрос, которым рано или поздно задается каждый водитель. И тут однозначный ответ дать сложно, так как время замены масла зависит от многих факторов, и наиболее весомые из них — это условия эксплуатация конкретного транспортного средства.

Почему масло необходимо менять и какие факторы влияют на работу двигателя

Если создать моторному маслу оптимальные условия эксплуатации — чистый новый двигатель, езда на средних оборотах, оптимальная нагрузка, — то оно прослужит заметно дольше. Но подобные идеальные условия практически недостижимы. В реальности моторное масло начинает портиться и утрачивать свой ресурс уже практически с момента заливки его в лабиринты двигателя. В процессе работ мотора оно окисляется, подвергается постоянным перегревам и охлаждениям, в нем накапливаются частицы грязи и т.д. Все это процессы естественные, так как задача масла заключается не только в смазывании и охлаждении элементов мотора, оно также должно мыть его и удалять нечистоты. Однако скорость старения в разных случаях будет сильно отличаться, так как зависит от конкретной машины ее состояния и условий эксплуатации.

Например, некоторые уверяют, что езда в городских пробках — это повышенные нагрузки для мотора, а следовательно, и масла, поэтому и надо менять его гораздо чаще. Чем вредна подобная езда для автомобильного масла? В таких условиях из-за контакта с несгоревшими остатками топлива и попавшими картерными газами масло в картере ускоренно портится. Кроме того, так как тут нет обдува, то температура масла стремительно растет, в результате масло быстрее портится. Из-за неизбежного роста отложений будет наблюдаться повышенное загрязнение состава. Под воздействием всех перечисленных факторов, состав масла ухудшается, оно не способно выполнять свои задачи и будет требовать частой замены.

Как зависит частота замены масла от интенсивности эксплуатации автомобиля?

Совет автомобилистам: пока ваш «железный конь» новый и находится на гарантийном обслуживании, все «масляные» вопросы адресуйте сотрудникам сервиса. Вам не придется ломать голову, когда менять масло, за вас это определят специалисты и ответственность за все тоже нести будут они. А вот уже позже, после окончания гарантии, всё зависит от условий эксплуатации транспортного средства.

Условно все автомобили можно поделить на 3 основные группы.

  • Машина используется для поездок загород или на дачу. В этом случае годовой пробег автомобиля составляет редко больше пары тысяч километров, так как автомобиль используется не очень часто и проезжаемые расстояния не очень большие.
  • Машина выходного дня. То есть транспортное средство используется лишь с вечера пятницы до вечера воскресенья. Это могут быть поездки на дачу, к родственникам, живущим за городом, поездки в супермаркет и т.д. Ориентировочно годовой пробег в таких условиях может составить до 10-20 тысяч км.
  • Машина городского жителя. Эта группа включает всех автовладельцев, которые используют машину каждый день, подолгу стоят в пробках. Годовой пробег также составляет около 10 тысяч км.

Естественно, подобное деление транспортных средств на группы весьма условно, но тут прослеживается определенная закономерность. С учетом пробега и особенностей эксплуатации для этих вариантов можно выделить несколько рекомендаций по замене моторного масла. Дачникам достаточно просто следить за календарем, то есть, прошел год — значит уже пора менять масло, причем это надо сделать, даже если показания на одометре не сильно изменились.

С автомобилем выходного дня тоже все достаточно просто. У таких авто режим эксплуатации очень близок к идеальному, потому что машина обычно ездит на относительно высокой средней скорости (50 км/ч и выше), что позволяет автовладельцу руководствоваться лишь показаниями счетчика пробега. Как только машина прошла 15 тысяч км — пришло время менять масло.

Что касается машин, активно эксплуатируемых в городском цикле, то тут, увы, средняя скорость часто низка, порядка 20 км/ч. При этом дневной пробег может составлять около 30 километров. В таких условиях масло быстрее стареет, поэтому рекомендуется смотреть на пробег, но показания одометра следует делить на 2. То есть, не ждать, пока пробег пройдет отметку 15 тысяч км, при таких условиях эксплуатации никакое, даже самое хорошее и дороге масло, этого не выдержит. Задумываться о замене надо уже на отметке 7-8 тысяч км.

На какие еще параметры следует обращать внимание?

Если еще несколько рекомендаций, на которые следует ориентироваться при определении времени замены масла в двигателе. В частности, для городских автомобилей, которые активно эксплуатируются, но пробег у них в итоге получается не очень большой, измерять время использования моторного масла не в километрах пути, а в отработанных двигателем моточасах. Для этого можно установить в автомобиле специальный счетчик моточасов. Найти такой прибор в продаже легко, они бывают электронными и механическими. Он поможет решить вашу задачу очень легко и просто.

Теперь давайте посчитаем, когда же надо менять масло, сколько моточасов должен показать счетчик. Допустим, в инструкции к машине указано, что масло требуется менять каждые 15 тысяч км. Если средняя скорость движения автомобиля составляет 50 км/ч, то данное расстояние будет это соответствовать 300 часам. Вы можете принять полученное значение, как ориентир, и даже если средняя скорость при езде по городу будет ниже, то масло все равно можно менять через те же 300 моточасов, при этом пробег будет несколько меньше, но уж точно вреда от такой замены не будет, только польза.

Некоторые водители рекомендуют ориентироваться на количество сожженного топлива. Например, спалил 1000 литров бензина, значит, пора готовиться к замене моторного масло. Это не для всех удобно, хотя если вы собираете чеки и ведете строгий учет потраченного топлива, то определить объем сожженного бензина вам будет довольно просто. Однако учтите, что у автомобилей разных марок расход топлива будет разным. Нельзя в один ряд ставить трехцилиндровый Peugeot и габаритный прожорливый внедорожник с восьмицилиндровым агрегатом под капотом. При таком варианте рекомендуется отталкиваться от усредненного расхода с учетом класса автомобиля.

Ну, и, конечно, проверка фактического состояния масла. Даже если пробег небольшой, но на моторном щупе вы обнаружили висящую каплю ужасного вида, похожую на гудрон, или, наоборот, масло стали очень жидким, похожим по консистенции на обычную воду, то менять его надо немедленно. Естественно, что для подобной проверки надо потратить время и, как минимум, заглянуть под капот. Но делать это надо, хотя бы время от времени. Не можете проверить сами, обратитесь в сервис к специалистам. Это самый точный показатель, так как вы сможете невооруженным глазом увидеть, в каком состоянии находится масло. Если все плохо, то не стоит ждать и экономить, меняйте масло немедленно, иначе потом придется потратить больше на ремонт.