Балочные мостов

Балочные мосты из сварочного железа вначале делали со сплошной стенкой. Однако для больших пролетов эта конструкция получалась очень тяжелой; это вызвало переход к применению сквозных ферм. Первые металлические сквозные фермы, появившиеся в 40-х годах прошлого века, во многом были похожи на распространенные в то время деревянные фермы и часто представляли собой многорешетчатую систему с большим числом раскосов. Вторая половина XIX в. характерна строительством в России целого ряда крупных шоссейных и железнодорожных металлических мостов с решетчатыми фермами. В этот период формировалась и русская мостостроительная наука, связанная с именами выдающихся русских инженеров и ученых: Д. И. Журавского (1821- 1891 гг.), Н. А. Белелюбского (1845-1922 гг.), Л. Д. Проскурякова (1858-1926 гг.),Ф. С. Ясинского (1856-1899 гг.) и др. К концу XIX в. начался постепенный переход от многорешетчатых и многораскосных ферм к фермам с более простыми решетками, а также стали применять новое литое железо (по предложению проф.

Н. А. Белелюбского), имевшее более высокие качества, чем сварочное. Уже в 1880-1890 гг. на ряде шоссейных дорог России были построены первые мосты с фермами, имевшими простую раскосную или треугольную решетку. В конце XIX в. появились и первые фермы со шпренгельной решеткой. Первый мост этой системы в России был построен проф. Л. Д. Проскуряковым через р. Енисей в 1896 г. В США во второй половине XIX в. получили распространение мосты со сквозными фермами, имевшие узловые соединения на болвых шарнирах. Однако эти фермы оказались неблагоприятными Т динамическом отношении, давая большие вибрации под временной нагрузкой.

Поэтому в России и других европейских странах эти фермы не получили распространения. Среди балочных мостов, построенных в середине прошлого века, довольно часто встречаются мосты с неразрезными пролетными строениями.