11 мифов об автомобильном моторном масле

Тема моторного масла у автомобилистов всегда, и особенно зимой, вызывает много вопросов и часто провоцирует интересные дискуссии. Существует очень много мнений: какое моторное масло на зиму лучше, как часто надо его менять летом и зимой и т.д. При этом многие мнения ошибочны, и не имеют ничего общего с реальной жизнью.

Заблуждения и мифы о моторном масле, которым верят водители

Чтобы помочь водителям лучше разобраться в особенностях эксплуатации моторного масла, мы решили собрать самые распространенные мифы, связанные с моторным маслом и развенчать их.

Миф 1. Масло зимой не надо менять, если машина практически не эксплуатируется

С подобным сталкиваются многие, когда машина большую часть времени в зимний период просто стоит в гараже. И многие уверены, что если не ездить, то масло менять не надо. К сожалению, это не так, так как любое моторное масло, залитое в автомобильный двигатель, всегда теряет свои свойства. И происходит это быстрее, чем, если бы оно хранилось в запечатанной канистре.

Связано это с тем, что масло соприкасается с воздухом, что приводит к его окислению. В результате масло может очень быстро испортиться. Также не стоит забывать и о том, что в двигателе смазка постоянно контактирует с металлическими сплавами, в результате возникает химическая реакция, которая также негативно влияет на состав и свойства моторного масла. Поэтому рекомендуется менять масло регулярно, даже если автомобиль не эксплуатируется, а не только с учетом пробега.

Миф 2. Зимой масло холодное, как и двигатель, поэтому его надо реже менять

И это утверждение также ошибочно. Даже если вы почти не используете машину зимой, то есть двигатель нормально не будет прогреваться, то все равно при таких условиях эксплуатации в масле постоянно будет скапливаться влага и осадок, который остается после сгорания топлива (всегда есть примеси, которые не могут сгореть до конца). Это становится причиной образования низкотемпературных отложений. Если же машина используется регулярно, то температура в двигателе будет подниматься и мало чем отличаться от других сезонов. То есть в любом случае зимой масло менять надо.

Миф 3. Не обязательно лить норму масла, хватит и минимума

Многие думают, что в смазке мотора участвует гораздо меньше масла, чем рекомендуется заливать, то есть можно использовать даже минимум, ничего не случится. Это также неправда. Если масла будет в моторе мало, то кратность его обмена резко возрастет, что приведет к ускорению износа деталей двигателя. Это очень негативно сказывается на рабочем состоянии мотора и сокращает его рабочий ресурс, поэтому экономить на количестве масла — не лучшее решение.

Миф 4. Моторное масло никак не влияет на охлаждение двигателя, для этого есть антифриз

Если все думают, что масло должно только смазывать детали двигателя, снижая трение и увеличивая рабочий ресурс мотора, то они ошибаются. Основных задач у любого моторного масла как минимум 4:

  • Обеспечение легкого пуска двигателя — масло необходимо для того, чтобы обеспечить при холодном пуске хорошую прокачиваемость, а также смазывать детали, чтобы при высокой нагрузке они меньше были подвержены механическим повреждениям.
  • Обеспечение смазки всех деталей двигателя — это основная функция масла, которое призвано защитить мотор от трения, а также обеспечивает защиту от коррозии.
  • Нейтрализация различных агрессивных компонентов — все знают, что во время эксплуатации двигателя остаются некоторые продукты сгорания топлива, которые негативно воздействуют на детали мотора. Масло обеспечивает их вымывание и удаление через масляный фильтр, гарантируя мотору дополнительную защиту.
  • Отвод тепла — когда во время работы детали двигателя сильно нагреваются, то мало необходимо для обеспечения надежной работы агрегата в зоне цилиндропоршневой группы и картере. Это происходит благодаря тому, что смазка обычно имеет высокие показатели термической и термоокислительной стабильности.

Миф 5. Чем выше вязкость масла, тем ниже будет износ мотора

Это очень распространенное среди водителей заблуждение. Естественно, очевидный факт, что чем выше вязкость, тем слой смазки будет толще, что существенно снижает интенсивность механического износа деталей в процессе эксплуатации. Но, есть и другая сторона медали. Чем толще будет масляный слой, тем тепло от поршня будет отводиться хуже, он начнет перегреваться и расширяться. Это приведет уже к увеличению показателей трения, его может даже заклинить. То есть всегда при выборе масла руководствоваться надо рекомендациями производителя транспортного средства. Оно не должно иметь очень высокой или низкой вязкости. Оно должно иметь оптимальную для данного конкретного двигателя вязкость с учетом особенностей его конструкции.

Миф 6. Во время холодного пуска масло 0W-30 или 0W-40 будут вести себя одинаково

Это также не верное утверждение, так как первая цифра в маркировке не говорит о конкретном значении вязкости в мороз, этот показатель просто ограничивает максимальное значение вязкости. На практике при низкой температуре вязкость масла 0W-30 может оказаться даже ниже, чем у аналогов с маркировкой 0W-40. Объяснить это можно тем, что у «тридцатки» имеет определенный запас прочности, который не дает им опускаться до экстремальных значений, и он выше, чем у «сороковки». Следовательно, чтобы в мороз запустить мотор было проще, отдавать предпочтение лучше маслам 0W-30, они будут работать в таких условиях стабильнее и надежнее.

Миф 7. Менять моторное масло надо исключительно по показаниям одометра

Это тоже неверное утверждение, так как какой-либо жесткой привязки к показаниям одометра нет. Очень многое тут будет зависеть еще и от особенностей эксплуатации автомобиля.

Например, если ездить лишь иногда на дачу, не проезжая за весь сезон и одной тысячи километров, то тут замена масла будет зависеть не от показаний одометра, а от времени, то есть ориентироваться придется на календарь. Менять масло рекомендуется не реже одного раза в год.

Если же машина эксплуатируется очень активно с ежедневными поездками и стоянием в городских пробках, то пробег также может оказаться не таким уж и большим, но работа двигателя в моточасах может оказаться уже солидной. В таких условиях показания одометра рекомендуется умножать на два, чтобы определить оптимальное время для замены масла.

Если же автомобиль проезжает длинные расстояния по загородным трассам, то ему оптимальнее всего менять масло надо с учетом показаний одометра, примерно через каждые 15 тысяч километров.

Миф 8. Для автомобилей конкретных марок подходят моторные масла только определенных брендов

На самом деле, бренд не самое важное при выборе масла. Конечно, конкретную марку может рекомендовать продавец, но вы же должны понимать, что ответственность за любое решение только на автовладельце.

Каждый автопроизводитель в сервисной книжке обязательно пишет все необходимые спецификации и допуски, и именно этим параметрам должно отвечать масло. которое будет залито в мотор. В частности, смазка должна соответствовать установленным нормам по показателю вязкости, уровню эксплуатационных свойств по API, ACEA, ILSAC или требованиям конкретного производителя.

То есть, бренд не может быть решающим фактором, да, конечно, лучше всего выбирать продукцию проверенных марок, но в первую очередь моторное масло должно иметь оптимальные для автомобиля рабочие параметры. Бренд — это последний пункт при выборе продукта.

Миф 9. Если мотор исправен, то доливать масло между техобслуживанием не надо

А вот тут все наоборот. Мотор не только может нуждаться в доливе масла, порой, ему это крайне необходимо. Оптимизация конструкции современных двигателей привела к сокращению размеров их основных элементов. И чтобы в такой ситуации поршни сохраняли свою былую прочность, производителям иногда приходится экономить на дренажных отверстиях. Это приводит к тому, что масло хуже отводится и сгорает.

Есть еще одно негативное следствие сокращения объема современных двигателей — наличие турбокомпрессора. Это приводит к росту нагрузок, да и сами подобные агрегаты требуют дополнительной смазки. То есть это опять приводит к росту расхода моторного масла, даже при полностью исправном моторе.

Миф 10. Не существует разделения масел по зольности

Как раз все наоборот — существует. Есть даже специальный термин SAPS. Он характеризует содержание в составе масла сульфатных зол, серы и фосфора.

Mid SAPS и Low SAPS — масла со средним или низким уровнем зольности, они предназначены для использования в автомобилях, которые оборудованы специальными системами для минимизации токсичности отработанных газов и дополнительными каталитическими нейтрализаторами, которые продлевают их ресурс.

Full SAPS — полнозольные масла, для этого типа характерны высокие моющие способности и высокая устойчивость к использованию топлива низкого качества.

Кроме того, не стоит забывать о том, что некоторые соединения серы и фосфора могут входить в состав некоторых популярных присадок: антифрикционных, антиокислительных, противоизносных. Все эти классы уже учтены при европейской классификации АСЕА. Например, если на упаковке обозначена маркировка ACEA Ax/Bx, это говорит о его принадлежности к маслам с высокой зольностью, а если указано ACEA Cx — то к маслам средней и низкой зольности.

Миф 11. Качество масла определяется его ценой: чем дороже, тем лучше

Это не совсем верное утверждение, так как на формирование цены влияет очень много факторов. Если говорить об импортной продукции, то там очень большой процент в финальной стоимости составляет доставка, таможенные пошлины. Влияет также и курс валют. То есть, очевидно, что при равных изначальных показателях качества импортные масла будут дороже отечественных.